Одной из важных миссий Университета Есенова является формирование социально-ответсвенного университета, выступающего драйвером социокультурной жизни региона. Ключевой инициативой в данном направления выступает проект «Служение обществу». В 2018 году для качественной реализации данного проекта открыт центр «Служение обществу». Основной целью Центра является формирование у студентов активной жизненной позиции по решению реальных социальных проблем Мангистауской области посредством дисциплины «Служение обществу». Открытие центра было связано с особой актуальностью и востребованностью данной работы и позволило создать систему координации и методической поддержки добровольческой деятельности молодежи, сформировать карту социальных потребностей города и региона.
По последним данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (https://stat.gov.kz/official/industry/66/statistic/7с) по основным показателям социальной поддержки населения в Мангистауской области наблюдается рост численности социально-уязвимых слоев населения. Численность зарегистрированных инвалидов по области с 2016 по 2020 годы возросла на 6211 человек, численность детей с ограниченными возможностями – на 2144 человек.
Дисциплина «Служение обществу» основана на образовательной концепции «Service Learning» и включена в цикл базовых дисциплин образовательной программы университета в качестве обязательной дисциплины для всех специальностей вуза объемом в 5 кредитов. Существенное отличие методики обучения служению от других методик и программ заключается в структурированном одновременном результате и в служении, и в обучении. В мире существует множество подходов к реализации образовательной концепции «Service Learning», которая берет начало со Стэнфордского университета США. В Казахстане данный опыт был впервые внедрен в AlmaU, среди региональных вузов — в нашем университете. Обучение включает основные три этапа: теоретическое обучение (7 недель); проектная деятельность (8 недель) и рефлексия. Были подписаны партнерские соглашения с основными учреждениями социальной защиты и НПО. Их сегодня уже 25. Во время обучения студенты знакомятся с основными концепциями и определениями Целей устойчивого развития, инициированных ООН, прав человека, инклюзивности и демократических ценностей, разрабатывают проекты. Особый акцент в обучении делается на изучении нравственно-этических ценностей традиционной казахской культуры. Концепция о жителях добродетельного города Аль Фараби, принцип «Адам бол!» Абая как идеальная форма общественных отношений включена в программу обучения.
В практической части дисциплины студенты в течение 8 недель реализовывают свои проекты на площадках партнеров. Основные направления студенческих проектов: социальное, экологическое, спортивно-медицинское, оказание помощь животным, защита каспийского тюленя, цифровое волонтерство, гражданская оборона. Особую актуальность среди студенческой молодежи имеют проекты, оказывающие поддержку одиноким престарелым людям, инвалидам, воспитанникам детских домов, интернатов и детям с ограниченными возможностями в таких учреждениях, как Дом мамы, Детская деревня, Кабинет психолого-педагогической коррекции, Дом малютки, Дом престарелых, Областной клуб инвалидного спорта и др.
За 5 лет деятельности Центра по дисциплине «Служение обществу» прошли обучение 7229 студентов, реализована 1100 социальных проектов.